г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 193
тел. 8 (8652) 35-92-70Региональная Общественная Организация Национально-Культурная Автономия Абазин Ставропольского Края.
г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 193
тел. 8 (8652) 35-92-70Региональная Общественная Организация Национально-Культурная Автономия Абазин Ставропольского Края.
Т.А. Муртазов
Отметим некоторые из сохранённых названий орудий обработки земли, и переработки продуктов земледелия, известные предкам с древности. (Фрагменты из книги: Муртазов Т.А. «Язык Абасков», Том 2).
Здесь встречаются некоторые уже малоупотребительные, иногда и забытые слова, обнаруживаемые в сказках, художественных произведениях, изредка в словарях. Присутствуют и знакомые слова, однако будучи вне активного лексикона речи, для понимания требует обращения к источникам. Какие-то из названий, в записях искажены, что требует своего восстановления.
1. АЙГВЫШВ / АИГƏЫШƏ – тяжёлый топор (цалда)
2. БКЪАГА / АҬƏАҬƏАГА – ударный инструмент обмолота
3. БЫЖЬГIВЫНЧIВЫ / АҶҞАРАПАТ – деревянные вилы (рогатина)
4. ДЖЬАНАХ / АЏЬАНАХ (АШƏАҨАУАРДЫН) – сани
5. ЖВЖВАГА (ПХАХЬАШВТ, ХЪХIВАГА) / АЧАЛТГА – борона
6. ЖЫГА (БЕЛЬ) / АБАҲА – лопата (заступ)
7. КВЫРБЦIЫГА (ХIАКЪЬА) / АҲАҞЬА – камни для растирания зерна
8. КIВАТАН / АКƏАҬАН – плуг
9. МШIКIВАТАН / АЦƏМАҬƏА (АҴӘАХӘА) – деревянная соха
10. НАПЛУ / АНАПЫЛУ – мельница ручная для формирования муки
11. ПКЪЫГА / АҦҞАГА – мотыга-топор для удаления мелких корней
12. ТШАГА / АҼАГА (АКАЗМА) – мотыга
13. ТШБЫГ / АҼБЫГА – коса
14. УАНДЫР (ЦIЫЗТIУТI) / АУАРДЫН – арба
15. УАШВАПI / АУАШƏАҦ – соха (без железного резника)
16. ХЩРЫП (ЩХРЫП) / АМАГАНА – серп
17. ХВХВАГА (ЧВАХIВХIВАГА) / АҲƏҲƏАГА – грабли
18. ХЪВЫНЧIВЫ (БЫЖЬГIВЫНЧIВЫ) / АҶАРПАТ (АХА) – вилы
19. ЧАРХ / АГЬЕЖЬ (АЧА́РХЬ) – колесо
20. ЧIВАГЪВАГА / АЧАМА – примитивное бороздящее орудие (рала)
Некоторые названия пришли из глубокой старины, сохраняя следы от контактов с древними языками (индоевропейскими, северокавказскими, закавказскими, и др.). Так, лопата БЕЛЬ на испанском, итальянском, мальтийском и баскском – «pala», суахили – «beleshi», бенгальском и пенджаби «bēlacā», креольском «pèl», тагальском «pala»; чечено-ингушском, осетинском и таджикском – «бел»; армянском – «bah», азербайджанском – «bel», курдском «bêr», и др.
И название колеса у абазин звучит как и во многих языках Ирана, Индии и Азербайджана – ЧАРХ («çarx»). В Армении («чархи»), ингушей («чарх») и осетин («цалх»), также у карачаево-балкарцев. Или другое: баскское слово gurpil – колесо, совпадает с абазинским словом ГВЫРГВЫР – кольцо.
Также и название плуга КIВАТАН. На кабардино-черкесском – «куэтэншэрхъ»; нахских языках. – «гуота»; аварском, лакском, даргинском, табасаранском – «кутан»; лезгинском – «куьтен». Иберийских языках «гутан(и)», осетинском гутан, балкарском – «готан». В азербайджанском и курдском «котан», сирийском и турецком «кутан», армянском – «gut'an».
Видно, что историзмы (архаизмы) укладываются в едином поле рождения языков, где контактировали древние общины, сохраняя выработанное до раннего средневековья, распределяясь далее по этносам, где могли быть представлены и предковые общины Абасков в Малой Азии и на Кавказе. Сохранённые названия отмечают архаичность абхазско-абазинского языка, и историчность этнокультурного слоя его носителей. И зачатки земледелия, где участвовали далёкие предки, исходят из Малой Азии (7-6 тыс. лет назад), и получают дальнейшее развитие на Кавказе (5-4 тыс. лет назад).
Вероятные предки Абасков ашуйцы (Ашуя, Северный Кавказ, около 5000-3000 лет назад), и абешлайцы (Малая Азия, около 4000 лет назад), проживая в лесных зонах, занимаясь подсечным земледелием, пользовались каменным топором АЙГВ-ЫШВ («айгв(аура)» ярость + «(р)ышв» обрушивание). Так, для снятия «слоя дёрна ЩАЦА, одновременно немного разрыхляя почву, и удаляя древесный покров, необходимо было прикладывать «яростное усилие», что собственно отображено в названии инструмента.
Железный вариант орудия (3000 лет назад), для расчистки почвы от мелкодревесного покрова и лиан – АЙ-ГВЫШВ (ай(ха) металл + передок), это уже топор с клювовидным концом лезвия. Или АЙХ-РЫШВ (металл + размах), что передают особенности пользования орудием. Эти характерные для Кавказа ножи-топоры (цалда), относимы к колхидской (цебельдинской), кобанской и меотской культурам. Подобными орудиями пользовались в древности и горцы Средиземноморья (этруски), Балкан (ахейцы и динарцы) и Иберийского полуострова (баски).
И название мотыги ТША-ГА (трава + убирание), показывает на орудие, возможно, деревянную в древности. Её функция, как инструмента свала земли ТШ-АГА, могло содержать многократность совершения «ага» орудующим лицом «тш» действий по предназначению. Возможно, это искажённое от времени функциональное действие ШIА-ГА (лезвие + вести), и др.
Древнейшим видом серпа (7-6 тыс. лет назад) представляется ГЪВЫ-БДЖЬА (доска / острый + вставленный), где в деревянные, полукруглые ножны, вкладывали режущий инструмент – отщепи ШIЫРЦЫ, (позже – металлические). В названии показывается лишь конструкция инструмента. Не позднее 3 тыс. лет назад, появляется бронзовый серп ХЩРЫП (косьба + шажок + разрубить), что позволяло многократно увеличить продуктивность труда, перейти к новым технологиям производства зерна. То есть, здесь, в названии орудия, уже отмечается технология её применения.
Развитие земледелия привело к появлению примитивного рала ЧIВАГЪВА-ГА (борозда + орудие) – «бороздовая палка» из дуба или бука. Орудие представлялось бревном с суком, куда могли впрягаться люди, позже тягловый скот. Впоследствии (с III тыс. до н.э.) стали производить УАШВА-ПI (легко ломающаяся + в наличии), деревянную соху со специальным ральником, что позволяло более глубокое разрыхление почвы.
Около 3 тыс. лет назад переходят к сохе ЧВ-АГЪВА-ГА (бык + ровное поле + действие), запряжённой быками, чтобы пахать в навал. За ним появляется железный плуг – КIВАТАН, этимологизируемая КIВА / КIВЫ – распускать, ТА – содержатель, Н / НЫ – поверхность. С появлением железного лемеха и отвала (2500 лет назад), уже переворачиваются пласты земли. С оснащением другими металлическими элементами (2000 лет назад), стали готовить почву для многих видов культур.
Зерновые разбрасывали по вспаханной и боронованной пашне, втаптывали ногами и забрасывали землёй ЩАПРЫСА («тлапарыса»). Естественно, что вместе с новыми приёмами земледелия, и увеличения посевных площадей, появлялись дополнительные орудия и приспособления.
К ним относится коса «тшбыг», применяемая наряду с серпом. Название содержит лексемы: «ТШ-А» – сено (травостой); «БЫГ» – звукоподражание «удар». Абазины вместо «косить», говорят, что они пошли «сено бить» ТША-(А)СРА. Но это не исходное название, восстанавливаемое до вида ТШПЫ-ГА (бок + вести), имея ввиду боковую сторону травостоя, границу скашиваемого ряда. Название скорее исходит от действия обоюдоострой косой, чем трудились издревле, позже заменённой однолезвийной.
Слово «коса», возможно, имеет иранское происхождение – «брить», что переосмыслено абазгами КВАСА – мужское лицо без волос. Поэтому допускается поступление данного инструмента из Востока на Кавказ ещё в древности. Кроме этого, по-осетински (иранская группа языков) коса «цæвæг», близкое название у абазин ТШБЫГ. Главное, и там и здесь, в этимологии слова на этих языках – присутствует лексема «ударить».
И конструкция арбы, возможно, пришла с предками на Кавказ из Малой Азии (или из Персии под именем arābe), и здесь назвали абазги «уандыр», апсилы «ауардын», аланы «уæрдон», нохчи «вIорд», и др. Это указывает на взаимообогащение древне аланского и абазгского языков. Встречаются ещё такие синонимы данного класса орудий (кроме приведённых выше): къалати / кIлат – лукошко; æфсондз / апсунч – ярмо, и др.
Приведём ещё некоторые слова общекавказского лексикона. По-адыгски топор-колун «уэшъ», абазинское УАШВ-АПI – примитивная соха. И название серпа, исходная от единого в прошлом абхазо-адыгского языка, отмечалось на садзских говорах (причерноморских абазин): «ачхырп, ащхырп или ахщырп». Тоже орудие по-осетински – «æхсырф».
Со временем появляются новые орудия земледелия, и обновляются уже известные, сопровождаемые новыми названиями на языках Абаза. К ним относятся средневековые (с 5 по 17 века) орудия земледелия, и их элементы; сооружения для полеводства, также перевозки; приспособления обработки и хранения продуктов производства.
1. АЙХАЛАБА / АИХАЛАБА – лом, для очищения участка от камней
2. АЩТIАЦIАРТА / АМАҬƏАШЬҬАҴАРҬА – склад
3. ГВАДЗХЫГА / ? – жнейка
4. ДЗЫЛУ / АӠЛАГАРА – водяная мельница
5. ДЗГIАГГА / АӠААГАГА – водовозная бочка
6. КIАПСАГА / ? – сеялка (раньше лукошко, откуда сбрасывали семена)
7. КIЛАТ / АКАЛАҬ – корзинка без ручек
8. КIЛАТДУ (МАРТАН) / АКƏЫЦҲА – большая корзина с ручкой
9. КВРЫСБАХЫРГА / ? – снопосушилка (вставные палки в снопы)
10. КВРЫСГА / ? – повозка для транспортировки снопов
11. КӀВАГЪА / АИКƏАҔА – топор для рубки (подсекания)
12. КЪИКЪ (ЧIВАКЪЬА) / АСАЛ – железный клин (для разрушения корней)
13. ЛАГАРТА / АЛАГАРҬА – место помола зерна
14. ЛАХIВАГА / АЛАҲƏАГА – орудие для молотьбы злаков
15. ЛУХЪАГIВА / АХҨА – верхний жернов (водяной и ручной)
16. ЛУЦIГIВА / АЛУҴҨА – нижний жернов (водяной и ручной)
17. ЛУЦIКIВАГА / АЛУКƏАГА – специальный отбойник жерновов
18. МАКЬА / АМАҚЬА – оселок (брусок), точилка кос
19. МАКЬАЧАРХ / АЧАРХЬ – точильный круг (с ручкой и жёлобом)
20. МАШВ / АҲАРУАН – открытый ток для отделения зерна от соломы
21. НАРСАКЪЫГА / ? – выжимочный набалдашник (пресс) для бузы
22. ПКЪАГА / АҬƏАҬƏАГА – молотильные доски (цеп)
23. ПСЫНЧ (ЧВЫХЪВДАЦIА, ПСУНЧ) / АУӶƏ – ярмо
24. РЫПШАГА (ХВЫГА, РЫХВГА) / АҦСАҞЬАГА – веялка (совок)
25. РЫГЪГЪГА / ХРЫӶГА (?) – крупорушка (кукурузных зёрен)
26. РЫПШКАГА / АХƏШƏҞЫГА – зернотёрка
27. САХВРАНЦIРЫЧIВАГА / ? – пресс для выжимки подсолнечного масла
28. ТШБЫГХЬЩЫГА / ? – лопатка для затирки косы мелким песком
29. ЦIКIВАГА (КВСЫГА) / АКƏАГА – наковаленка для отбивки кос
30. ТШЫГIВРАРБАХГА / АРЫЦРҨАГА (АШАҲАРА) – зерносушилка
31. ТШЫГIВРАТАРА / АРЫЦҴƏАХЫРҬА (АҶЫҶ) – зернохранилище
32. ТШЫРГIВЫ (ЧВЫРГIВЫ) / АҬƏАРӶƏЫ – большой деревянный совок
33. ХЪРЫГIВГА / ? – просорушка
34. ХЪХIВХIВАГА / АҞЬИАР – волокуша (чистовая обработка стерни)
35. ХЫГА / ? – жатка
36. ЦIРЫЧIВАГА (?) / АХЬАРХЬЫН – пресс для выжимания сока
37. ЦА / АЦА – амбар (клеть)
38. ЦАТАРА / ? – закром
39. ЧАКЬГА / АКАНҬАР – весы (безмен, по-древнегречески kantári)
40. ШIЫРПЛАГА (ТУЛ) / АҦШҾЫРПЫГА – рушилка кукурузы в початках
41. ШАБАРА / АШАХРА – приспособление для сушки колосьев проса, и др.
Отдельно выделим перечень элементов частей плуга, как основного орудия земледелия
1. ДЗАМБЫР / АЛЫРА – ось двухколёсного передка
2. КIВАТАНМАХЪА / АРҚƏАН (АЦƏМАА) – ручка плуга
3. КIВАТАНЩХЪВА / АЦƏЫШЬХƏ – полоз плуга
4. КIВАТАНПЫНЦIА / АЦƏШЬХƏА – долото лемеха (зубец)
5. КЪРУ / АПҞА (?) – лопатка для очистки лемеха
6. КЪЫЖГАЛ / АЦƏҦЫЗА – передний нож плуга
7. КЪЫЖГАГА / ? – грудь отвала
8. КЪЬАБА / АЦƏЕИХА – лемех
9. ПШВАХIВ / АЗАНЏЬЫР – железная цепь (соединение передка с плугом)
10. ПЫЗА (АПАЧА) / АҦЫЗА – предплужник (с ножом плуга)
11. ПЫЗАГА / АҦЫЗАГА – дышло
12. ХЪРЫШВТГА / ? – отвал, и др.
Отметим, что со средневековья северокавказские абазины пользовались, телегами широкого класса (наряду с древними арбами в горных регионах). Например, четырёхколёсными «мажарами», куда запрягалась пара быков или лошадей. Они появились на Кавказе не позже VIII века в Хазарии (Мажары). Были они и во времена Орды (XIII-XVI вв.), которыми пользовались также и абазины. На это указывают названия на абазинском языке около 40 элементов данных телег (здесь не приводятся).
При таком разнообразии орудий труда, везде сталкиваемся с общей архаичной лексемой в их названиях – «га», выделяемая в языке Абасков, и сохраняемая в языках абазин и абхазов. Применяется для обозначения функции – «делатель». Кроме приведённых словах ещё встречается: «жвыга», «хыга», «чвагъага», «члахIвага», «чакьга», «хъыхIвхвIага», «лахIвага», «ацIагага», «ачвачвага», «алалрыгъгъга», «ачвагIвага», «хIвхIвага» и др.
Историзм данного класса орудий переходных эпох, и их названий, распределяется от античности к Средневековью, и далее до Нового времени, вписываясь в историю княжества Абазгия (2-7 века), царства Абазгия (8-10 века) и царства Абхазия (11-17 века).
Античные железные плуги и примитивное устройство жнейки с металлическими элементами (многие инструменты и орудия) могли появиться на черноморском побережье Кавказа с римлянами (причерноморских римских укреплений 1-4 века н.э.). Более усовершенствованные орудия данного назначения могли поступать из Византии с 5-14 века. Какие-то из них воспроизводились на местных кузнях.
Не все приведённые орудия из глубокой старины. Так, рушилку кукурузы ШIЫРПЛАГА и крупорушку РЫГЪГЪГА, стали применять с началом культивирования кукурузы, не ранее 17 века. Даже при этом, они были каменными, лишь позже металлическими, например, «Тул».
Приведённые названия орудий земледелия, исходные из древних веков, их представительность, будничность и их распространённость, указывают на древнюю, и довольно развитую культуру земледелия предков – Абасков, позже и Абаза (абазин и абхазов). Они полностью обеспечивали свои потребности, временами даже продавали избытки.
При этом, опираясь лишь на сведения конца 19 века и начало 20 века, многие пишут о слабой развитости земледелия у наших предков. Это полуправда. Действительно, в результате трагедии народа – продолжительной войны на Кавказе (18-19 вв.), претерпели катастрофический упадок основы земледелия. Были утрачены земельные угодья, разграблены или уничтожены орудия производства, многократно уменьшилось численность народа.